Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство Эл № ФС77-34276 007019
Email: info@bipmir.ru      
 
Яндекс.Погода

РЕКЛАМА

Внимание, говорит Сингапур! (Диалог по проблемам безопасности в Азии)

С апреля город-государство Сингапур, председательствующий в этом году в АСЕАН, не перестаёт привлекать внимание мирового сообщества целым рядом важных международных форумов. Среди них и завершившийся 3 июня представительный Диалог по проблемам безопасности в Азии, который традиционно проходил в это время в известной гостинице «Шангри-ла».1

Под названием «Диалог Шпнгри-ла он уже давно вошёл в мировую политику и дипломатию, как не уступающий по значению форуму по европейской безопасности в Мюнхене. И вот уже 17 лет он проводится Лондонским Институтом международных стратегических исследований (IISS).

Его главная особенность в неформальном характере дискуссий на высоком профессиональном уровне с участием авторитетных военных и политических деятелей различных стран, а также известных ученых, общественных деятелей и СМИ многих стран.. Все эти годы на нём обсуждались самые важные, «горячие» проблемы безопасности и вызовы, с которыми сталкивался Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Немало высказанных там конструктивных идей и предложений были реализованы и внесли свой вклад в укрепление безопасности, сохранение мира и стабильности. И на этот раз в работе форума приняли участие представители более 50 государств и различных международных организаций, включая почти всех министров обороны азиатских стран и стран НАТО.

Россию, по сложившейся порочной практике несколько лет представлял заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник И. Антонов, роль которого в диалоге никем замечена не была. А в этом году среди участников этого форума представителей России не было видно вообще.

На пороге намеченного на 12 июня саммита США и КНДР «Диалог Шангри –ла», естественно, много внимания уделил положению на Корейском полуострове, но эта проблема оказалась не главной.

Состоялось 5 пленарных заседаний, на которых наряду с кризисом на Корейском полуострове обсуждались, угрозы безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и новые планы руководства США, усилившаяся в регионе угроза терроризма и противодействие ей, партнерство с Китаем и повышение уровня сотрудничества в обеспечении региональной безопасности.

Дополнительно в 6 различных секциях рассматривались пути преодоления гуманитарного кризиса в Мьянме, заключение Кодекса поведения сторон в Южно- Китайском море, проблемы конкуренции и сотрудничества в Индийском океане и другие вопросы, поднятые участниками. По установившейся традиции, в зависимости от региональной обстановки, с ключевым обращением приглашается глава того или иного азиатского государства.

На этот раз было предложено выступить премьер-министру Индии Нарендра Моди, который впервые принимал участие в Диалоге Шангри-ла. Он выступал после недавних неформальных встреч с В.В. Путиным, Д.Трампом и Си Цзиньтао, и его выступление привлекло большое внимание наблюдателей.


С того момента, как в прошлом году по инициативе Японии и США возродилась идея формирования Индо-Тихоокеанского геополитического региона на базе альянса четырёх держав (США, Японии, Индии и Австралии), от позиции именно Индии во многом зависит приведёт ли эта затея Д.Трампа к рождению нового военного блока в Азии по типу НАТО. Окончательная позиция Индии до последнего времени оставалась не ясной.

Вместе с тем, она активно развивает свои связи со странами АСЕАН. На этот форум Н. Моди прибыл в Сингапур одновременно с государственным визитом и прямо из Индонезии, а после Сингапура направился в столицу Малайзии Куала-Лумпур, где приветствовал новое руководство страны.

В последнее время у многих наблюдателей складывалось мнение, что Индия в обстановке трений с Китаем склоняется к участию в Индо-Тихоокеанском квартете. Это означало бы серьёзное изменение и расширение принятой ранее установки «Действовать на Востоке». Она была нацелена на выстраивание транспортной взаимосвязанности, деловых и инвестиционных связей, использование культурных и исторических факторов в качестве стимулов развития отношений со странами Восточной Азии, то участие в возрождённом «четырёхстороннем диалоге по безопасности» придало бы этим отношениям новый стратегический характер.

(Подробнее можно посмотреть «Дипкурьер» 26 02 2018) Выступая с ключевым обращением, премьер-министр Индии поставил свою страну в центр формирующейся новой архитектуры безопасности в АТР. При этом он изложил позицию – явно не ту, которую ожидали услышать от него в Вашингтоне и Токио.

Индия, заявил он, выступает «за свободный, открытый и никого не исключающий (выделено мной) Индо- Тихоокеанский регион, который вовлекает нас всех в общее стремление к прогрессу и процветанию. Он включает все страны в этой географической зоне, как и другие, которые имеют в ней свои интересы».

Вряд ли такую постановку вопроса имели в виду те, кто задумал возродить «четвёрку» как альянс «азиатских демократий» против авторитарного Китая. И далее он продолжил: «Нам всем должно быть позволено пользоваться благами общего морского и воздушного пространства без всякой дискриминации.

Когда мы все согласимся жить по такому кодексу, наши морские линии превратятся в пути к миру и процветанию». (Http:// www.VOA 02 06 2018) Н.Моди был весьма сдержан в оценках действий Китая. Он лишь издалек намекнул на его всё более жесткое отношение к соседям в спорных районах Южно-Китайского моря. Он говорил и о том, что отношения Индии с США изменились в новой международной обстановке. При этом он не обошёл вниманием всё усиливающийся протекционизм США в торговле со странами Азии, который так беспокоит деловые круги всего континента.

Индия, сказал он, «выступает за открытый и стабильный режим торговли». Многие десятилетия Индия проводила политику неприсоединения. Не отказываясь от этого курса, Н.Моди выразил большое опасение усиливающимся противоборством великих держав. Вся речь а открытии «Диалога Шангри-ла» должна была показать его миру как государственногодеятеля не только регионального, но мирового масштаба. И, по мнению многих наблюдателей, ему это удалось.

Контрастом по тону и содержанию с этим прозвучало выступление министра обороны США Дж. Маттиса на второй день форума. Оно состоялось сразу после переименования Тихоокеанского командования США в Индо- Тихоокеанское, что должно было указать на возросшую роль Индии в архитектуре азиатской безопасности. Кроме корейского вопроса он затронул широкий круг других региональных проблем.

«Не заблуждайтесь, - говорил он,- Америка не уходит из Индо- Тихоокеанского региона. Это - наш приоритетный театр действий». Почти

все го выступление было посвящено критике действий Китая в территориальных спорах в Южно-Китайском море. Он заявил, что при всех оправданиях, развертывание им всё новых систем самых современных вооружений на искусственно созданных им островах представляют большую угрозу безопасности в АТР. Он говорил, что администрация Д.Трампастремится к конструктивным отношениям с Китаем, но будет решительно противостоять ему, если потребуется.

Дальнейшая милитаризация Китаем региона, по его словам, ничего не даст, но будет иметь более серьезные последствия. При этом он заявил, что США будут продолжать сотрудничество с Тайванем и предоставят ему все необходимые вооружения и услуги для укрепления обороны. (https://www.bbbb...m//ietn a/tst/wmld--44346806)

Делегация Китая в этом году, в отличие от прошлого выступала на пленарном заседании на тему: «Партнерство с Китаем ради безопасности в АТР». Само это название свидетельствовало, что никакого Индо- Тихоокеанского региона Китай не признаёт и строит свою политику в признанном всеми Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В прошлом делегации Китая обычно возглавляли заместители министра обороны или заместители начальника генерального штаба НОАК.

Но вот уже два года Китай снижает уровень до заместителя начальника одной из военных академий страны. Так он обычно демонстрирует нежелание вступать в настоящий диалог по вопросам повестки дня. В Пекине знали, что США собираются остро поставить вопрос о милитаризации островов, но затевать спор по этому вопросу не захотели, не желая нагнетать напряженность в отношениях с США.. На данный момент обе стороны не были настроены на дальнейшую эскалацию конфликта. Ведь через неделю в том же Сингапуре должна начаться встреча Д. Трампа с Ким Ченыном, а сам Дж. Маттис в конце июня собирается с визитом в Пекин.

Перед фактом усилившихся военных приготовлений Китая и продолжающихся «операций по свободе судоходства» США, малые государства региона не без оснований опасаются, что их голоса тревоги никто не слышит и не учитывает.

Формирующийся антикитайский квартет грозит оттеснить АСЕАН на обочину региональной политики и принудить страны ЮВА примкнуть к той или иной стороне китайско-американского соперничества. А это именно то, чего они меньше всего хотели бы. Диалог Шангри-ла в этом году показал, что установленный в прошлом порядок под гегемонией США уходит в прошлое. Но и притязания Китая на роль такого же гегемона вызывают немалую тревогу у многих стран региона.

Так что лучшим выбором был бы средний путь многополярности. И Восточная Азия с центральной ролью АСЕАН в регионе может стать моделью такой многополярной системы в регионе. Завершившийся форум в Сингапуре показал, что относительно мало известная и плохо освещаемая у нас проблема Южно-Китайского моря всё заметнее выходит на первый план не только региональной, но и мировой политики.

________________________

Любопытно, что ею владеет богатейший человек Малайзии, 94-летний «сахарный король» Роберт Куок Хоксен, который управляет также целой сетью гостиниц под тем же названием. После прошедших в мае выборов он стал старшим советником нового премьер-министра 92-летнего Мохатхира Мохамада, что как считают наблюдатели, должно подкрепить его непростые отношения с Китаем.


Григорий Локшин, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока  РАН

Цитаты

 

Дональд Трамп, президент США:

 

оворить о снятии санкций против России пока рано"

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ:

"Не вижу необходимости в разрыве дипотношений РФ с Украиной "

Дмитрий Рогозин - вице-премьер правительства Российской Федерации

                                                                                                        

"Россия и США должны сотрудничать в космосе"