Германия после Меркель – слёзы под «Вечернюю зорю»
Hе успели немцы проводить Ангелу Меркель на покой, как газеты стали писать о «невосполнимой потере», выражать «безграничную любовь» и «безутешную скорбь». В редакционной статье по этому случаю в журнале «Шпигель» полно не только сожалений, но и ностальгической тревоги за будущее «осиротевшей Германии», застывшей в фатальном сомнении перед неработающим светофором на оживленном перекрестке. Куда рулить дальше, никто точно не знает
Члены красно-зелено-желтой коалиции всё еще дискутируют взахлеб - куда ж нам плыть, в каком сражаться стане. На этом фоне уходящая натура Меркель предстает не иначе, как ангел-хранитель национальной стабильности и уставного порядка
В общественном сознании, пишет «Берлинер цайтунг», образ «падшего ангела» накрепко связан с приближением эпохи хаоса и неразберихи, чего рядовые немцы боятся больше всего на свете.
Вообще-то, церемония «последнее прости» в минувший четверг, согласно давно заведенному обычаю, должна была пройти на Унтер-ден-Линден. Точнее, перед фасадом старой караульни и гауптвахты, где сейчас находится Памятник жертвам войны и тирании.
Там обычно военные и политики устраивают торжественные проводы или, наоборот, назначения на самые высокие посты, сопровождая эти слегка жутковатые зрелища строевыми маршами, громом полкового оркестра и факельными шествиями.
Но в данном случае, из-за сложной эпидемической ситуации, по правилам гигиены и санитарной безопасности, решено было всю эту музыку заключить в пределы бундесверовского двора. Место – не менее почетное и символическое.
Подготовку и организацию церемонии взяла на себя глава военного ведомства – сама Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Кстати, фигура тоже уходящая, но по некоторым данным, - будущий генсек НАТО вместо нынешнего Йенса Столтенберга. Говорят также, ее место в бундесвере займет Хайко Маас – министр иностранных дел в правительстве Меркель..
Виновнице торжества вручили букет алых роз и предложили сказать несколько слов. Со слезами на глазах она призвала хранить единство нации, беречь согласие во внешней и внутренней политике. В своей финальной речи Меркель пожелала успехов преемнику Олафу Шольцу и сказала, чтобы все работали "с радостью в сердце".
- Вот стою я перед вами и чувствую смиренность, - сказала она с дрожью в голосе. – Учтите, доверие - главный капитал в политике, и за это я благодарю вас от всей души.
Затем мимо в едином строю прошли солдаты с горящими факелами, оркестр гранул марш и пару музыкальных пьес, в том числе (по заказу) песню 1974 года "Ты забыл цветную плёнку", которую в ГДР пела популярная тогда шансоньетка Нина Хаген.
Надо сказать, подобные мероприятия в Берлине устраиваются не впревой. В более классическом виде их можно наблюдать на День бундесвера в конце октября - начале ноября. Знающие люди говорят, когда играют «Вечернюю зорю», возникает особое чувство, и ты покрываешься гусиной кожей, испытывая величавую гордость.
Данная традиция, что называется, уходит корнями в глубину веков. В былые времена перед отбоем, когда ландскнехты должны были заканчивать пьянку и возвращаться в казармы, по улицам и трактирам ходил дежурный вахмистр в сопровождении барабанщика и горниста.
Он ударял палочкой по пивным бочкам, что служило сигналом трактирщику больше не наливать, а солдатам – отправляться спать в расположение части. В начале ХIХ века в Пруссии данный ритуал превратился в официальную церемонию.
Такие вечера осенью проходят не только в Берлине, но и в других землях. Для того якобы, чтобы граждане ФРГ, а молодые люди в особенности, могли глядеть на эту демонстрацию вящей славы и лучше впитывать «патриотический дух.
В казармах и военкоматах вешают портреты старых генералов, фельдмаршалов и легендарных полководцев. Таких, например, как фон Мольтке-старший, фон Шлиффен-старший, фон Бюлов-младший, былых титанов «закрытой тактики», основы которой были заложены еще прусским королем Фридрихом II.
Это когда, по выражению француза Мирабо, Пруссия была не государство, в котором есть армия, а армия, в котором есть государство.
Церемония Zapfenstreich в сопрповождении «Вечерней зори», пишут исторические справочники, - это нечто большее, чем просто факельное шествие, присяга или клятва. Это - молитва, патетическая симфония, мистически трогающая душу.
Любопытно, что мелодию «Вечерней зари» написал русский композитор Дмитрий Бортнянский по приказу Екатерины II, которая отправила партитуру в подарок Фридриху II. При Гитлере она была обязательной частью всех торжеств, демонстрацией военного духа и могущества.
После войны ее запретили, но в 1962 г. вслед за появлением Берлинской стены она снова ожила на территории ГДР, но уже под музыку Дмитрия Шостаковича «За мир во всем мире».
Павел Виноградов, журнал «ММ», 3 дек. 2021 г