Почему не летают немецкие "Тигры" в Мали
Германия испытывает проблемы с нехваткой пилотов для современных ударных вертолетов «Тигр», стоящих на вооружении бундесвера. Этот вертолет был разработан франко-германским консорциумом Eurocopter и на сегодняшний день считается одним из лучших в мире боевых машин такого класса.
Из 49 «Тигров», приписанных к вертолетному полку на базе Frizlar под Гессеном, на данный момент в наличии имеется только 38 прошедших специальную подготовку летчиков. Но даже из их числа трудно набрать команду, способную выполнять обязанности по службе в миротворческой миссии в Мали.
На проблему подготовки достаточного количества профессиональных пилотов в очередной раз обратила внимание правительства и законодателей министр обороны ФРГ Урсула фон дет Ляйен.
Она потребовала значительно увеличить эту часть военного бюджета, учитывая меняющуюся ситуацию с безопасностью в Европе и необходимость наращивания оборонных расходов европейских государств НАТО.
На перевооружение армии Урсула фон дер Ляйен запрашивает 130 млрд. евро. Общий военный бюджет страны планируется увеличить с 34,3 млрд евро в 2016 г. до 39,2 млрд к 2020 году.
Накануне бундестаг ФРГ одобрил призыв Ангелы Меркель увеличить число немецких солдат в Мали до 1000 человек. В начале года германский контингент в этой африканской стране составлял 650 человек, наращивание началось в феврале.
В настоящее время 800 немцев принимают участие в миротворческой операцииMINUSMA (Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали), начатой по решению Совета Безопасности от 25 апреля 2013 г.
Солдаты бундесвера входят в состав 15-тысячного миротворческого контингента ООН, который следит за выполнением мирного соглашения между правительством Мали и исламскими повстанцами.
Эта операция считается самой опасной из всех когда-либо проводившихся по всему свету. За неполные четыре года в ней уже погибло более 100 миротворцев, но пока ни одного немца.
Тем не менее, бундестаг продлил мандат на присутствие сил бундесвера в Мали до конца 2018 г. Также решено отправить в Африку дополнительные транспортные и военные вертолеты. Сейчас в малийском городе Гао на востоке страны базируются 4 немецких вертолета «Тигр».
Местная пресса продолжает освещать тему непригодности этого вида боевой техники, созданной французскими и германскими конструкторами, для использования в условиях африканской жары.
Журнал «Шпигель», в частности, пишет об этом постоянно и указывает на явные просчеты, допущенные при проектировании и изготовлении немецкого вариантаЕврокоптера Tiger UHT(Unterstutzungshubschrauber Tiger).
«Малийский опыт» их применения показал, что из-за экстремальной жары под 50 градусов, пыли и песчаных бурь эти машины зачастую отказывают в работе и становятся непосильной обузой для техперсонала и опасным средством передвижения для миротворцев.
Отмечается, что при этом немецкие солдаты в Мали действуют в тесном взаимодействии с другими участниками операции из других стран Европу – Голландии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Литвы, а также с армейскими подразделениями Франции, взявшей на себя заглавную роль в урегулировании, отрядами государств Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС).
Вертолеты Eurocopter Tiger, по свидетельству очевидцев, больше стоят на земле, чем летают. Сильная жара стояла в апреле и мае. Летчики и сейчас не рискуют поднимать их в небо, полагая, что их непосредственное использование является довольно рискованными опасным занятием.
Свою низкую эффективность и отнюдь не самое высокое качество демонстрируют и другие виды немецкой техники в Мали. Так, по данным газеты «Вельт», то и дело выходят из строя легкие разведывательные беспилотники.
Дело в том, что по уставу они не могут храниться внутри машин, где имеются кондиционеры, а крепятся снаружи на корпусе бронетранспортеров, что неизбежно приводит к перегреву батарей, после чего этот летательный аппарат становится неподъемным.
К тому же ощущается нехватка хорошо подготовленных операторов и аналитиков информации. Как выясняется, на данный момент лучшие силы военной разведки ФРГ брошены на Афганистан, Сирию и Ирак, где также действует немецкий спецназ.
По мнению председателя профсоюза бундесвера Андре Вюстнера, в Мали Германия может совершить те же ошибки, что и в Афганистане, где у немцев не было четкого понимания, что делать и когда можно будет завершить выполнение задачи
В этих условиях перед штабом миротворческой операции ООН со всех прямотой встает вопрос о способности германского контингента достойно выполнить свои обязательства по нормализации обстановки в Мали.
Но данный вопрос становится еще шире. Трудности с немецкой военной техникой в Мали высветили более важные проблемы вооруженных сил Германии. Газеты указывают, что кроме Eurocopter Tiger не лучше обстоят дела и с вертолетами Sea Lynx.
Из 22 единиц только 4 в настоящее время могут подниматься в воздух. Простаивает на земле больше половины летного парка тяжелых транспортных вертолетов NH90 и CH53.
Проверка показала, что лишь 38 из 89 истребителей-бомбардировщиков Tornado признаны боеспособными. А из 57 транспортников Transall C-160 только 25 могут полноценно участвовать в боевых вылетах.
Ольга Кубитц из Берлина для "Многополярного мира"