Варшава и Киев – с думoй о Волынскoй резнe
В этой истории много неясного. Начнут ли поляки эксгумировать останки жертв Волынской резни сами по себе, без ведома Киева или будут ждать особого приглашения, никто не знает. Накануне в Варшаве появились сообщения, что первые работы по вскрытию могил начнутся уже вот-вот, в ближайшем апреле, когда и «солнце будет греть, и погода позволит».
В какое место Украины направятся первые отряды копателей, не говорится, чтобы «не создавать лишний ажиотаж». Но слухи о том, что Киев, наконец-то, дал согласие, и на месте раскопок якобы будут находиться компетентные органы и представители местных властей, стали распространяться со скоростью звука.
Благая весть возымела определенное воздействие на умы передовой части польской общественности, требующей уже долгие годы провести тщательное расследование той ужасной трагедии. Но власти Украины не хотели об этом и слышать, волынили с ответом и тянули резину.
В 2017 г. Киев установил мораторий на проведение каких-либо поисковых работ. А в качестве оснований для столь решительного отказа использовал факт "варварского сноса" памятника боевикам ОУН-УПА в польском городе Грушковичи.
В июне 2023 г. глава Института национальной памяти Украины Антон Дробович вообще заявил, что Киев не позволит кому-либо проводить эксгумацию останков жертв Волынской резни, «пока ляхи не вернут памятник на место».
И вот совсем недавно, в декабре прошлого года Дональд Туск в Большой Сети опубликовал пост, будто обо всем договорился с украинцами, и дело якобы за малым – начать и кончить. Сам Зеленский вроде тоже заявил, что «пора ставить точку», а эксгумация станет единым мощным ударом Варшавы и Киева «по клятой Москве».
Но ляхи ему почему-то не верят, полагая, наверное, что всем обещаниям «этого клоуна» – грош цена. В Ассоциации памяти Волынской резни заявили, что Киев снова лукавит. Он вроде бы теперь не желает, чтобы мы наносили на памятные доски имена тех, кого убивали ОУН-УПА на землях Волыни весной и летом 1943 г.
Со своей стороны, Кароль Навроцкий - директор института национальной памяти Польши, хорошо изучивший «дьявольские повадки» своих виз-а-ви на переговорах в Киеве, сказал, как отрезал: "И на сей раз не стоит ожидать от них элементарных приличий". Но, судя по всему, опять на что-то надеется.
- Сто двадцать тысяч человек - женщин, детей и стариков, убитых топорами и пилами, попытка истребления польского народа из Галиции, из Хелмщины, Волыни не может быть забыта, - не устает повторять он.
А между тем, Польша остается главной перевалочной базой западного оружия. Ее аэродромы в Жешуве и сегодня, принимают военные грузы из США для дальнейшей отправки в Волынскую область и далее - в зону боевых действий.
Павел Виноградов, журнал «ММ», 13 января 2025