Китай презрел решение Гаагского суда. Что дальше?
В самом деле, давайте разберемся, куда движется мир – к глобальной безопасности или к анархии и произволу. В зарубежной печати на эту тему масса комментариев. Такое впечатление, что международная юридическая система, действительно, дала трещину, а впереди нас ждет не всеобщая гармония, а конфликты и безудержный хаос. Поставленные вопросы настолько серьезны, что становятся предметом рассмотрения не только рядовых граждан и газетных аналитиков, но и правительств.
Не прошло и пары дней после нашумевшего вердикта постоянной палаты третейского суда в Гааге по поводу жалобы Филиппин на провокационные действия КНР в районе спорного архипелага Спратли в Южно-Китайском море, как данный вопрос был включен в повестку дня представительного международного форума «Азия – Европа», который открылся 15 июля в монгольской столице Улан-Баторе. Российскую делегацию на этом форуму возглавляет глава правительства РФ Дмитрий Медведев.
На том, чтобы данный вопрос рассмотреть отдельно, настояла делегация Филиппин, заявившая о намерении потребовать от Китая, чтобы он уважал решение третейского суда в Гааге. Министр иностранных дел Филиппин Перфекто Ясая специально обратился в президиум, и его предложение нашло понимание у большинства участников саммита.
В распространенном заявлении министра указывается, что все стороны должны соблюдать решение арбитражного суда. “Филиппины выражают свое глубокое уважение к этому ключевому решению, которое станет важным вкладом в продолжающиеся усилия по урегулированию спорных ситуаций в Южно-Китайском море”, говорится в заявлении.
Напомним, о чем идет речь. В минувший вторник, 12 июля третейский суд в Гааге удовлетворил иск Филиппин к Китаю, признав безосновательными территориальные притязания Китая в Южно-Китайском море. Судьи, более двух лет досконально изучавшие эту проблемы, пришли к единому мнению, что, КНР не может претендовать на исключительную экономическую зону в районе архипелага Наньша (Спратли).
Также они признали, что КНР не имеет права вести рыболовство, разрабатывать природные ресурсы и вести другую хозяйственную деятельность на этой территории. А строительные работы, организованные Китаем, нанесли непоправимый ущерб коралловым рифам в регионе. Высокий суд постановил, что ни один из островов и рифов в архипелаге не является эксклюзивной экономической зоной Китая.
Решение Гаагского суда поддержали во многих странах мира. Воздержатся предпочли лишь те, кто по тем или иным причинам опасается ссориться с Пекином и в настоящий момент призывает терпеливо решать все спорные моменты совместной жизни путем мирных переговоров на двухсторонней и многосторонней основе. Примерно такую позицию сейчас занимает и Россия, выступая за мирное, всеобъемлющее урегулирование территориальных проблем.
На своем традиционном брифинге 14 июля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия не будет втягиваться в споры в Южно-Китайском море и занимать чью-либо сторону. "Мы принципиально не становимся на чью-либо сторону. Полагаем, что соответствующие консультации и переговоры должны вестись непосредственно между вовлеченными сторонами", - подчеркнула она.
- Позиция России последовательна и неизменна: выступаем за то, что вовлеченные в территориальные споры в указанной акватории государства строго следовали неприменению силы и продолжали поиск путей политико-дипломатического урегулирования на основе международного права, прежде всего конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Поддерживаем усилия АСЕАН и КНР по выработке кодекса поведения в Южно-Китайском море, указала Мария Захарова.
Вместе с тем она назвала «контрпродуктивными» попытки вмешательства нерегиональных сил в урегулирование территориальных проблем в ЮКМ. "Высоко оцениваем роль конвенции в обеспечении верховенства прав в Мировом океане, - заметила представитель МИД РФ. - Важно, чтобы положение этого универсального международного договора применялись последовательно".
Свою поддержку решению суда в Гааге высказали Соединенные Штаты. Вашингтон устами официального представителя госдепартамента Джона Кирби призвал все стороны, имеющие отношение к территориальным спорам в ЮКМ, соблюдать вердикт постоянной палаты Третейского суда в Гааге.
Он отметил, что данное решение является важным вкладом в достижение общей цели - мирного урегулирования возникающих проблем в акватории Южно-Китайского моря. Джон Кирби также призвал стороны избегать провокационных действий и заявлений, способных лишь усугубить ситуацию и завести дело в окончательный тупик.
О необходимости уважать решение суда в Гааге также заявил глава МИД Японии Фумио Кисида. У Японии свои счеты с Китаем по поводу островов Синкаку в соседнем Восточно-Китайском море, и от того, как будут вести себя КНР в случае с Филиппинами, надо, понимать, многое зависит в отношениях по линии Пекин –Токио.
Глава МИД Австралии Джули Бишоп на днях также призвала Китай выполнять решение международного арбитража по ЮКМ. Она отметила, что репутация Китая "пострадает", если он продолжит нарушать нормы международного права. В противном случае, указала Джули Бишоп, Пекин может потерять свое доброе имя. Она обратилась к другим странам региона с призывом воздерживаться от каких-либо провокационных действий в Южно-Китайском море, способных привести к дальнейшей эскалации напряженности. Аналогичную позицию занимает подавляющее большинство стран региона.
Однако власти КНР продолжают утверждать, что не признают право Гаагского суда на рассмотрение территориальных проблем в ЮКМ и отказываются выполнять его решения. Об этом, в частности, заявили председатель КНР Си Цзиньпин, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян и министр иностранных дел КНР Ван И.
Надо сказать, руководство Китая и раньше говорило, что не признает правомочность Арбитражного суда в Гааге, если будет вынесен приговор, осуждающий политику Пекина в этом районе Мирового океана. Китай с самого начала отвергал возможность решения спора в международном арбитраже и не принимал в нем участие.
Официальный представитель МИД КНР Лу Канг так говорил по этому поводу: “Мы не признаем этот процесс, мы не признали его с самого начала и не примем его. Мы не имеем никакого отношения ни к этому незаконному делу в так называемом арбитражном суде, ни к любому решению, которое будет принято”.
То есть, задолго до того, как Гаага огласила свое решение, было понятно, что Китай не остановится на полпути и никто, кажется, на свете, не способен ему помешать достичь задуманного результата – силового захвата и освоения чужих территорий. Эти планы стали еще более прозрачными теперь, когда, казалось бы, маски сброшены.
15 июля член Госсовета КНР Ян Цзечи, курирующий в правительстве внешнеполитический блок, заявил, что Китай не поступится интересами своей национальной безопасности, и готов всеми средствами отстаивать территориальный суверенитет в Южно-Китайском море.
В интервью крупнейшим телевизионным каналам и агентствам он сказал следующее: "Мы ни в малейшей степени не можем поступиться нашими законными интересами, ни одна страна мира не должна рассчитывать, что мы наши коренные интересы можем превратить в объект торговли, что мы проглотим горькую пилюлю нанесения вреда нашему суверенитету, безопасности и развитию".
Ян Цзечи считает, что территориальный вопрос Южно-Китайского моря используется некоторыми странами региона и за его пределами для того, чтобы «опровергнуть законный суверенитет Китая в этом районе, добиться его изоляции в мировом сообществе, очернить Китай, затормозить мирное развитие страны". Судя по всему, это не только его личное мнение.
Но с таким мнением трудно согласиться. Ведь все эти годы мир был свидетелем того, как именно провокационные действия Пекина раз за разом создают все более угрожающую ситуацию в акватории Южно-Китайского моря – от северных его широт до южных, от Парасельских островов до архипелага Спратли и рифа Скарборо.
На бесцеремонные маневры и демонстрацию военной силы много раз обращали внимание многие страны Юго-Восточной Азии, призывая Пекин воздерживаться от агрессивных действий и сознавать свою ответственность за безопасность и политическую стабильность в регионе. Как правило, в ответ слышались угрозы и следовали новые провокации. Сейчас Китай себя повел еще более вызывающе, он откровенно проявил неуважение к международному праву, сознательно игнорируя такой важный документ, как Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.
Между тем, вердикт Арбитражного суда в Гааге является обязательным к исполнению всеми сторонами, имеющими отношение к рассмотрению спорного дела. Именно об этом говорится в соответствующей статье. Согласно Конвенции 1982 года, решение данного Суда является обязательным для исполнения обеими сторонами. В соответствии с приложением VII конвенции, решение это окончательное и не может быть оспорено.
По логике вещей, оба государства должны признать решение суда и постараться выполнить его. Но, видно, у Пекина другая логика. Он предпочитает идти на обострение отношений, кажется, со всем мировым сообществом и недвусмысленно намекает, что будет добиваться своего даже силой оружия. А между тем, как все известно, и пока еще не утратил своей актуальности главный, наиболее существенный принцип межгосударственных отношений – это принцип безусловного уважения международного права.
Соблюдение общепринятых, закрепленных в Уставе ООН норм в отношениях между странами одним из необходимых условий поддержания мира, стабильности, урегулирования возникающих в том или ином регионе конфликтов. И уж, конечно, только тщательное соблюдение этих важных принципов межгосударственного общения может стать той базой, на которой будет обеспечена свобода судоходства и полетов в районе Южно-Китайского моря, а также в акватории других морей и океанов.
Нет сомнения, что вердикт Гаагского суда от 12 июля может стать позитивным шагом для ликвидации конфликтов и решения многих территориальных проблем в этом спорном регионе. Если преодолеть великодержавные амбиции и сосредоточить усилия на выполнении принятых в Гааге решений, можно добиться многого. А именно – открыть новые возможности для разрешения возникающих споров не только в районе ЮКМ, но и в других морях, где имеются аналогичные ситуации.
Одновременно это послужит хорошей основой для законного устранения необоснованных претензий и негативных спорных моментов в отношениях прибрежных стран. Таким образом можно значительно снизить риск эскалации напряженности и уменьшить возможности для возникновения конфликтов в соседнем Восточно-Китайском море. Другого вроде бы не дано.
В противном случае нас ожидают сложные времена. Если события и дальше будут развиваться по тому сценарию, который составлен в Пекине, боюсь, у народов и государств, имеющих отношение к данной проблеме, не останется иного выхода, как отстаивать свои интересы с помощью военной силы. А это – путь в бездну. К сожалению, приходится признать, что другого пути для себя в Пекине сейчас не видят