Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство Эл № ФС77-34276 007019
Email: info@bipmir.ru      
 
Пред След

Раковины беззубки из КНР

Раковины беззубки из КНР

В России отмечено нашествие гигантских моллюсков...

Та самая Nokia

Та самая Nokia

Очередная игра на ностальгии по той самой Nokia. П...

Классный релакс-массаж +7 985 221 00 78

Классный релакс-массаж +7 985 221 00 78

Опытные специалисты выполняют классический массаж ...

             Яндекс.Погода

Мольбы и страсти Транс-тихоокеанского партнерства

8-го марта в Чили собрались представители тех стран, что на саммите АТЭС в Дананге объявили о своем намерении выработать новый текст соглашения по Транс-тихоокеанскому партнерству (ТТП) без участия США. Австралия, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур,Чили и Япония предпримут еще одну попытку спасти то, что осталось от глобального проекта. В свое время он наделал много шума, но сегодня, пишет малайская New Straits Times, пребывает то ли в состоянии грогги, то ли комы. Или того хуже - летаргического сна.

Что хуже, что лучше, не знаю, но впечатление такое, что после Дананга идея ТТП, о которой еще недавно говорили, как о крупном, эпохальном явлении, сегодня, действительно, больше похожа на дурной, навязчивый сон. У всех перед глазами картина, как в январе 2017 г. 45-й президент США Дональд Трамп, заступив на пост, одним росчерком своего размашистого пера уничтожил, то, над чем долгие годы бился его предшественник – Барак Обама. Кошмар, да и только.

Кстати, в этом году исполняется ровно 10 лет с того момента, как 44-й президент включил идею ТТП в число главных задач внешней политики Соединенных Штатов. По вопросу ее реанимации среди нынешних и потенциальных участников соглашения единого мнения нет. Говорят, в Чили консилиум врачей в лице министров торговли и экономики объявит свой профессиональный вердикт и попытается вывести ТТП из коматозного состояния.

На уровне экспертов идет напряженная работа, обсуждаются варианты, распределяются права и обязанности. Мало кто сомневается, что диагноз будет позитивным, и тогда можно определенно сказать, клиент скорее жив. Но это только начало большого пути, марафон обещает быть длительным. На очереди переговоры в мае, августе, в ноябре на саммите АТЭС в Порт-Морсби (Папуа-Новая Гвинея) и т.д. Никто не знает, где будет финиш, и будет ли он вообще.

Лидеры Японии и Австралии, встречаясь недавно в Токио, заявили, что предпримут все усилия, чтобы вдохнуть жизнь в хиреющий организм. Любопытно, что и здесь нет единого мнения, какой курс назначить. О трансграничном партнерстве больше говорят, как о нечто эфемерном, о желанной цели, мечте всего прогрессивного человечества, а не как о чем-то реальном и осязаемом. Не случайно многие комментарии в азиатской прессе, посвященные этой теме, полны метафорических оборотов, вроде «мертворожденное дитя», «кесарево сечение», «выкидыш»…

Тем не менее, оба премьера - Синдзо Абэ и Малкольм Тернбулл, по словам ABC News, взяли на себя обязанности повитух и готовы принять «настоящие роды». Они призывают к терпению и солидарности, чтобы произвести на свет «полноценного, здорового младенца».

 - Мы решительно выражаем волю к свободной торговле, объединяем усилия для скорейшей реализации ТТП, – сказал глава японского правительства.

Звучит довольно пикантно. Еще недавно Абэ говорил совсем другое и называл всю эту затею без американцев «бессмысленной». Наверняка в глубине души он так думает до сих пор. И не он один. Компанию 11 неофитов условно можно разделить на три части.  В первую я бы отнес главных закоперщиков - Японию, Австралию, Новую Зеландию и Вьетнам. Во вторую – умеренных: Канада, Сингапур, Бруней, Малайзия. Их еще называют «стервятниками», мол, сидят на суку, ждут момента. Министр торговли Малайзии Мустафа Мохамед признался, что едет в Чили лишь посмотреть, как пойдут дела. Но в любом случае будет исходить из национальных интересов.

В третью группу вошли «радикалы» - Мексика, Чили, Перу. Они предлагают заключить отдельное соглашение со странами АТР, включая Китай и Россию. Так говорит президент Перу Педро Кучински, президент Чили Мишель Бачелет. В самом деле, почему бы и нет? КНР и РФ – крупные тихоокеанские державы, надежные партнеры, а главное - значатся в списке злейших врагов США. Министр экономики Мексики Ильдефонсо Гуахардо – за двухсторонние отношения.

Имеются еще «сочувствующие» - Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Индонезия… Они бывали на совещаниях в качестве наблюдателей, не прочь написать заявление. Тут о своем желании войти в долю неожиданно заявила и Великобритания. В марте 2019 г. Brexit, вроде, будет оформлен, и «одинокая вдова» думает, куда теперь пойти. Об этом в начале января сообщил министр международной торговли Лиам Фокс. Он не видит ничего странного в том, что Британия не является тихоокеанской державой. Главный секретарь казначейства Грег Хэндс указал на отсутствие каких-либо географических ограничений при вступлении в ВПТТП.

Многие признают, когда подписывали ТТП, надеялись на инвестиции США. Без них в этой мутной воде якобы ловить нечего. Те, кто посильнее, - Австралия, Япония, Канада, в общем-то, ничего не теряют. Их суммарный оборот с Соединенными Штатами и без того составляет почти 80% всей торговли зоны. Казалось бы, странно, что именно Сидней и Токио стараются больше всех, выступая в роли пожарной команды. Им бы еще привлечь на свою сторону Оттаву, которая стала препятствием на пути достижения согласия в Дананге, когда вьетнамцы уже объявили об успехе.

Тот момент премьер-министр Канады Джастин Трюдо до сих пор вспоминает с улыбкой. На днях, выступая в Западном университете в Лондоне (Онтарио) он рассказывал, как в Дананге заперся в номере и не пошел на финальную встречу, где его ждали 10 других глав государств и правительств. Сначала все шло гладко. В кулуарах шептались, вот-вот наступит исторический момент, звучали аплодисменты. Но когда ведущая – премьер-министр Новой Зеландии Хасинда Ардеон огласила весь список, нем не хватало Канады. Без нее решение невозможно. Стало ясно, это был фальстарт.

Если бы Трюдо не смалодушничал и явился на «суд истории», кто знает, новый текст был бы готов уже в Дананге, и вопрос об открытии второго фронта можно было считать решенным. Однако «десятка» не осмелилась это сделать без Канады, главного союзника США по Се­ве­ро­а­ме­ри­канс­кой зоне свободной торговли НАФТА. Единственное, что смогла, - совершить обряд крещения. Соглашению присвоили новое имя - «Всеобъемлющее и прогрессивное Транс-Тихоокеанское партнерство» (ВПТТП).

Судя по всему, два первых слова, взяты из языка вьетнамской дипломатии. В Ханое любят крутые обороты, усложняющие конструкцию и вуалирующие потаённый смысл именованного объекта. Тогда вьетнамцы председательствовали на саммите АТЭС в Дананге и навязывать повестку дня, мудреные формулировки было их прерогативой. Японцы, австралийцы и все остальные лишь кивали головами. Говорят, слово «всеобъемлющее» (англ. comprehensive) в этой шараде, видимо, должно символизировать необъятную глубину замысла, коренное отличие от варианта с участием США. Но, как это часто бывает, излишняя казуистика лишь напускает туману.

Американский текст куда более внушительный. Обама старался не упустить ничего, что могло бы ущемить интересы США, и вложил в него, кажется, всю душу. Поистине, он хотел объять необъятное. А этот, мало того, что урезан на 20 статей, где содержались важные принципы международной торговли, так еще и откладывает в долгий ящик решение вопросов интеллектуальной собственности, баланса интересов и других спорных моментов. В частности, Вьетнам предлагает оставить за скобками вопросы трудоустройства, найма рабочей силы, защиты прав человека... У него в этом плане имеются определенные проблемы, на что всякий раз указывает Белый дом.

Министр экономики Японии Тосимицу Мотэги оправдывался: время поджимало, работали в спешке, поэтому вместе с Чан Туан Анем (министром торговли СРВ) взяли на себя смелость «заморозить» несколько спорных моментов. Не зря Мотэги и Аня называют «отважными пионерами». Соглашение предстоит доработать, вступит в силу через 60 дней после ратификации по меньшей мере 6-ю странами.

Что касается термина «прогрессивный», тут еще больше мути. Что имели в виду крестные отцы, понять трудно. До чего дошел прогресс, мы, в общем-то, знаем. США тут преуспели больше всех. И если они ушли из соглашения, непонятно, почему оно вдруг стало прогрессивным. Неужели именно от того, что избавились от американцев. Опять же не факт, что его подпишут в таком урезанном виде. Конечно, при определенных условиях можно и подмахнуть. Ради общей идеи, солидарности и все такое... Но что это будет за манифест, без ключевых статей и обязательств.

В общем, вопросов больше, чем ответов. Лишь один пункт этой «Данангской грамоты» дает надежду, что хлопоты не совсем пустые. В заключительной части говорится: ВПТТП объявляет политику «открытых дверей» и рассчитывает… на возвращение Соединенных Штатов. Так и хочется сказать: «Ах, вот оно в чем дело!» И впрямь, почему бы не вернуться. Оснований так думать хватает. Особенно, если учитывать норов Трампа, шаткость его позиций внутри страны, подозрения в слабоумии и хаотичности мышлени...

Во всяком случае, Синдзо Абэ, Малкольм Тернбулл, Хасинда Ардеон и др. говорят, что надеются снова увидеть Вашингтон за столом переговоров. Понятно, им не хочется упускать такой шанс. Главное – не утопить ТТП в бурных водах Тихого океана и сохранить на плаву до лучших времен. А там, глядишь, и ветер сменится.

Борис Виноградов

Цитаты

 

Ярослав Качиньский

 

"Германия хочет построить

Четвертый рейх.

Мы этого не позволим"

Джо Байден

"У нас в Америке началась

  эпоха зомби

Дональд Трамп
      

"Умственно отсталый

Джо Байден

- худший президент в истории США"