Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство Эл № ФС77-34276 007019
Email: info@bipmir.ru      
 
Яндекс.Погода

РЕКЛАМА

Укрепляя и расширяя сотрудничество (к визиту премьер-министра СРВ Нгуен Суан Фука в Москву)

Россия и Вьетнам отмечают знаменательную дату -  25-летие со дня подписания первого политического документа между двумя странами - Договора об Основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. 16 июня 1994 г. в Москве по итогам визита Во Ван Киета был подписан целый пакет межправительственных соглашений. Среди них, естественно, основополагающим и открывающим перспективы политического и экономического сотрудничества явился указанный Договор.

Ему суждено было лечь в основу принципиально новых отношений между нашими странами. Он подвел под российско-вьетнамские связи новый политико-правовой фундамент. За основу была взята не партийно-идеологическая общность, а общепризнанные, универсальные нормы и принципы Устава ООН и международного права - уважение государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности; невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода.

Подписание базового российско-вьетнамского Договора убедительно свидетельствовало о том, что, несмотря на многочисленные сложности и испытания, наши страны сумели не только сберечь всё самое ценное и взаимополезное из созданного ранее огромного потенциала сотрудничества, но и вывести российско-вьетнамские отношения из тупика, задать им новый вектор развития.

В 2001 г., когда в Ханой с первым официальным визитом прибыл Президент РФ В. В. Путин, и была подписана российско-вьетнамская Декларация о стратегическом партнерстве. Россия стала первой страной, с которой Вьетнам установил отношения принципиально нового для вьетнамской внешнеполитической практики формата - отношения стратегического партнерства.

В то же время и для России Вьетнам стал первой и пока единственной страной Юго-Восточной Азии, с которой она установила и развивает отношения стратегического партнерства. С подписанием Декларации завершился период перестройки отношений двух стран применительно к современным условиям. Особенно заметны достижения в развитии отношений стратегического партнерства в сфере политико-дипломатического сотрудничества.

Россия и Вьетнам занимают одинаковые или схожие позиции по жизненно важным вопросам современного мирового развития и прежде всего, в решении задачи обеспечения безопасности и сотрудничества в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

Центральное место в этом механизме занимает политический диалог на высшем и высоком уровне. Ежегодно две страны обмениваются официальными визитами своих руководителей. С российской стороны мощный импульс развитию стратегического партнерства с Вьетнамом постоянно исходили и исходят от президента В.В. Путина.

В политических кругах России придается растущее значение отношениям всестороннего сотрудничества с СРВ. В результате совместных усилий под отношения стратегического партнёрства постепенно подводится широкая договорно-правовая база.

Сегодня отношения между двумя странами регламентируются более чем 60 межправительственными соглашениями, а также целым рядом    двусторонних межведомственных документов.

Начиная с 2001 г., сотрудничеству двух стран в новом формате минуло почти 18 лет, которые убедительно продемонстрировали, что стратегическое партнерство – это именно та форма взаимоотношений, которая позволяет не только сохранить традиции былой дружбы, но и успешно наращивать взаимодействие во всех сферах двустороннего сотрудничества.

В результате 27 июля 2012 г. в ходе официального визита в Россию Президента СРВ Чыонг Тан Шанга стороны достигли исторической договоренности о принципиальном повышении уровня стратегического партнерства, подписав Совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства.

Важная особенность российско-вьетнамского стратегического партнерства состоит в высоком уровне многоплановых связей в сфере обороны и безопасности.

При всех возникающих время от времени трудностях Россия традиционно остаётся и в обозримом будущем будет главным партнером Вьетнама по военно-техническому сотрудничеству, хотя конкуренция и здесь растет с каждым годом.

С удовлетворением можно отметить, что в точно назначенный срок все заказанные Вьетнамом подводные лодки «Варшавянка» типа «Кило» вступили на боевое дежурство. Важно отметить, что при встрече пятой подводной лодки в порту Камрань принял личное участие премьер-министр Нгуен Суан Фук.

Уже почти 5 лет действует межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода российских военных кораблей в порт Камрань. Вьетнам стал второй страной в мире после Сирии, с которой у России существует такое соглашение.

Активное военно-техническое сотрудничество между СРВ и РФ не направлено против какой-либо другой стороны, но оно, конечно, серьёзно укрепило оборонный потенциал Вьетнама.

СРВ и РФ ведут постоянный многоуровневый диалог по широкому спектру проблем, связанных с ситуацией в Юго-Восточной Азии. Вьетнам, будучи авторитетным членом АСЕАН, многое делает для дальнейшего упрочения диалогового партнерства Россия-АСЕАН, для расширения политического и торгово-экономического сотрудничества России с этой влиятельной региональной группировкой. 

         В 1996 г. Вьетнаму было доверено быть куратором отношений между АСЕАН и Россией. В этой роли Вьетнам стремился помочь России лучше понять механизмы диалоговой деятельности АСЕАН, разъяснял необходимость создания Фонда диалога АСЕАН–Россия.

Выступая в роли куратора, Вьетнам организовал заседание Комитета совместного сотрудничества АСЕАН – Россия и сумел предложить способы смягчения трудностей для России, что получило высокую оценку в сообществе АСЕАН.

Многоплановое сотрудничество России и АСЕАН — это важный фактор укрепления стабильности и процветания в регионе АТР. Россия считает АСЕАН своего рода «ядром» процесса интеграции региона АТР, и укрепление сотрудничества с АСЕАН — это одна из первостепенных задач России. Сознавая конструктивную и важную роль России в мировых делах, страны АСЕАН выступают за все более широкое участие России в процессах интеграции в Азии и в решении важных проблем этого региона.

Россия и Вьетнам весьма гармонично дополняют друг друга по многим важнейшим позициям государственных интересов каждой стороны. В России вьетнамцы видят, прежде всего, дружественную внерегиональную державу, которая не только сохранила, но и наращивает весомый политический, экономический и военный потенциал, и которая может быть и на деле является полезной для «балансировки» отношений Вьетнама с другими мировыми державами и политико-экономическими центрами.

Россия в качестве великой мировой и азиатской державы с растущим военным потенциалом и как постоянный член Совета Безопасности ООН была и остается существенным фактором поддержания мира и стабильности в регионе.

Что же касается Вьетнама. Это крупная, динамично развивающаяся, дружественная России страна, являющаяся одним из ведущих членов влиятельной региональной группировки -  АСЕАН.  В политических кругах России придается все более растущее значение отношениям всестороннего сотрудничества с СРВ. В Указе Президента В.В. Путина № 605 от 7 мая 2012 г. СРВ названа одним из трех самых важных (наряду с Китаем и Индией) стратегических партнеров России в Азии.

Особенное значение приобретает неуклонный и стабильный подъем экономики Вьетнама. В декабре 2018 г. международные эксперты назвали экономику Вьетнама одной из самых динамично развивающихся в Юго-Восточной Азии. 

Так, в период 2010-2018 гг. экономика Вьетнама успешно преодолев различные трудности и вызовы, сохранила высокие темпы роста, базовую макроэкономическую стабильность. Средние темпы прироста ВВП в этот период составили 7%.

В 2018 г. ВВП составил 241,7 млрд. долл. Несмотря на финансовый кризис и мировой спад экономики, был обеспечен высокий приток инвестиций во Вьетнам. ПИИ вместе с купленными акциями вьетнамских предприятий на бирже составили 35,46 млрд долл. В декабре 2018 г. международные эксперты единодушно назвали экономику Вьетнама одной из самых динамично развивающихся в Юго-Восточной Азии.

Предстоящий визит Премьер-министра СРВ Нгуен Суан Фука имеет важное политикo-экономическое значение. Можно вспомнить, что после предыдущего визита премьер-министра СРВ в 2016 г. в российско-вьетнамском экономическом и научно-техническом сотрудничестве, несмотря на многие возникшие трудности, наметился определённый подъем.

Ханой и Москва расширили сотрудничество во многих областях экономики, в инвестициях, в торговле, культуре, туризме, образовании, промышленности, в энергетике, космонавтике и обороне.

Для экономики России и Вьетнама цена вопроса в идущих переговорах довольно значительна. Список тем, которые до визита вьетнамского премьера обсуждались российскими и вьетнамскими экспертами, весьма широк.

В их числе: российско-вьетнамская ТЭС "Лонг Фу-1", участие российской "ВИСТ групп" в информатизации вьетнамского горнодобывающего комплекса корпорации "Винакомин". Кроме того, обсуждалось создание платежного канала ВТБ, Банка инвестиций и развития Вьетнама и Вьетнамо-Российского банка.

Сотрудничество в энергетической сфере развивается достаточно успешно. Добыча на шельфе Вьетнама является сверхприбыльной. В рамках соглашения о разделе продукции (СРП), российские компании «Роснефть», «Газпром» и другие чувствуют себя вполне уверенно, обеспечивая значительную часть потребностей в электроэнергии и став крупнейшими поставщиками для газовой генерации Вьетнама.

Испытываемое ими «неудобство» (от западных санкций) — умеренное. Оказалось, что существует множество возможностей для диверсификации закупок необходимого оборудования.

К сожалению, Россия не входит в число главных торговых партнеров Вьетнама. Объём торговли в 2017г. был всего 3,55 млрд. долл. По другим данным в 2018г. он достиг 5 млрд. долларов. Но эти цифры незначительны по сравнению с другими странами и с потенциальными возможностями. Речь об этом идёт уже многие годы, но больших изменений не происходит.

Обеим сторонам надо ещё много сделать и уделить больше внимания увеличению товарных обменов, росту взаимных инвестиций, установлению многочисленных прямых связей между компаниями, бизнесменами наших стран, а также больше информировать друг друга на уровне государства и бизнеса о том, какие возможности есть для сотрудничества во Вьетнаме и в России.

Россия является важным рынком для главных товаров вьетнамского экспорта, включающего сотовые телефоны, одежду, сельскохозяйственные продукты, рыбу и морепродукты. В свою очередь он импортирует нефтепродукты, металлы удобрения, машины и оборудование.

Получается так, что эти товары непосредственно не конкурируют с российскими, а дополняют друг друга. Но доля обеих стран в торговом балансе друг друга остаётся незначительной (менее 1%).

Россия по-прежнему остаётся важным туристическим рынком Вьетнама (в прошлом году Вьетнам посетили более 500 тыс. российских туристов). Наши страны также расширяют сотрудничество на провинциальном уровне.

Вьетнам не только приветствует российский бизнес у себя, но и сам наращивает инвестиции в Россию – в 2018 г. до 10 млрд. долл. Россия, вместе с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), продвигает концепцию гармонизации интеграционных процессов в Евразии, которая начинает приносить плоды.

Соглашение ЕАЭС и Вьетнама уже действует. Идут переговоры с другими странами АСЕАН. Очень важно, что Вьетнам внимательно следит за этим процессом и поддерживает его.

Вместе с тем резкое осложнение международной обстановки в последние годы и, особенно, обострение конфликтной ситуации в Восточном море, вызвали хотя и объективные, но настораживающие «шероховатости» в политической сфере отношений двух стран.

Так, в Ханое считают, что Россия могла бы занять более активную позицию в отношении конфликта между Вьетнамом и Китаем в Восточном море и что отсутствие официальной реакции со стороны Москвы на односторонние действия Китая в этом регионе не отвечает духу стратегического партнерства между СРВ и РФ.

Позиция же Москвы по ситуации в Восточном море состоит в том, что и СРВ, и КНР являются важнейшими стратегическими партнерами России, поэтому Ханой и Пекин должны решать территориальные проблемы за столом переговоров, избегать односторонних действий, которые могут привести к военному конфликту.

Россия, с пониманием относясь к позиции СРВ в территориальных спорах с КНР, заинтересована в сохранении и развитии дружественных отношений между двумя этими странами и полна решимости действовать именно в этом направлении.

Можно выразить уверенность, что предстоящий официальный визит премьер-министра СРВ Нгуен Суан Фука в Россию придаст новый импульс отношениям стратегического партнерства между двумя нашими странами, особенно в связи с тем, что 2019 год объявлен перекрестным годом России и Вьетнама

 Евгений Кобелев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока, РАН

Цитаты

 

Дональд Трамп, президент США:

 

оворить о снятии санкций против России пока рано"

Нарендра Моди, премьер-министр Индии

"Многополянный мир нужно укреплять в наших отношениях "


Дмитрий Рогозин, генеральный директор "Роскосмоса"

                                                                                                        

"Россия и США должны сотрудничать в космосе"