Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство Эл № ФС77-34276 007019
Email: info@bipmir.ru      
 
Яндекс.Погода

Отец Еремей и Пресвятая Богородица села Кудиново

28 августа православные отметили Успение Пресвятой Богородицы. Это один из 12 главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом.



В этот день в храме Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Кудиново прошла литургия. Прихожане – местные жители по ходу службы добрым словом поминали ее древних настоятелей, хранивших славные традиции духовного единения. Среди них – отец Еремей, державший приход в начале 17 века.

Сам отец Еремей, в миру Иеремей Афанасьевич Покровский, оставил о себе память не столько как духовник и настоятель кудиновской церкви, сколько как лидер народных масс и храбрый предводитель славного воинства русских гверилассов.

То есть партизан и земских ополченцев, что нещадно били супостата и наводили ужас на ляхов, творивших безобразия по всей округе, с чем, конечно, уж никак не мог смириться великорусский разум.

То они, видите ли, усаживают на царский трон в Москве своих лжедмитриев, сначала одного – безбожного авантюриста и лихоимца Гришку Отрепьева, потом другого – Тушинского вора или, как его еще называли «Калужского царька» с его подельницей Маринкой Мнишек, а затем и третьего – Псковского вора Сидорку или по другой версии - Матюшку.

То заставляли бояр и князей присягать на верность королевичу Владиславу, захватывая древние монастыри и церковные земли, оскверняя православные святыни.

«Это что ж творится, - писал в своих грамотах патриарх Московский и всея Руси Гермоген. - Вы видите, как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного».

В иереи отец Еремей был рукоположен в 1600 году в период царствования Бориса Годунова, а сдал приход сыну Никите в 1697 году, то есть уже при Петре Великом. 


Отличавшийся богатырским здоровьем и медвежьей силой, дожил до 117 лет и похоронен был на церковном кладбище. Говорят, ещё до войны, в 30-х годах за его могилой и плитой с надписью ухаживали дьяки, но потом это место было запущено, и сейчас никто точно не может сказать, где упокоен легендарный отец Еремей.

А Покровские-младшие священствовали в Кудинове еще почти три века. Некоторые из них, как мы знаем, пошли в медицину, верой и правдой служа, в общем-то, одной и той же благородной цели – сохранению духовного и физического здоровья нации.

Вот как описывает автор учетной статьи в Дозорной книге Патриаршего казенного приказа состояние дел на 1623 г. «У церкви были: во дворе поп Родион Семенов, во дворе пономарь Давыдка   Андреев, во дворе просвирница Оринка, вместо церковного дьячка Ивашки Семенова; пашни паханыя, церковныя земли и лесом поросло 10 четвертей в поле, а в двух потом уж, сена 10 копен. У церкви во дворе поп Иеремия Афанасьев со причетники; церковною землею владеет он, поп со причетники, по писцовым книгам».

Что касается села, то за ним на ту пору, по тем же данным, значилось: двор вотчинников, двор приказчика и 11 дворов крестьянских и бобыльских, всего проживало 34 человека. То есть по нынешним понятиям, всего ничего. А в 1612 году, наверное, и того меньше.

Тем не менее, именно здесь находился, если можно так сказать, штаб партизанского движения. вставшего на борьбу с ляхами и предателями. Здесь принимались решения стратегического характера, во многом определявшие ход исторических событий.

Возникшая стихийным образом довольно крепкая местная власть обеспечивала управление и минимальный порядок на этой отдельно взятой территории Великой Смуты. В темной деревянной избе, стоявшей рядом с погостом, находилась резиденция главы местной администрации - отца Еремея.

В своем романе «Юрий Милославский» русский писатель Загоскин рисует его деревенским батькой, старшиной, чудо-богатырем, аршин трех ростом с лицом разбойника Кудеяра и волосами до плеч.

Все подмосковные шиши были у него в строгом подчинении, без его ведома не смели тронуть ни одного путника или ограбить чей-нибудь обоз. Если бы не он, пишет основоположник русского романтизма, от этих диких налетов в те годы и православным не было бы житья.

Когда лихие разбойнички схватили в лесу князя Милославского и привезли его в Кудиново на опознание и очную ставку с отцом Еремеем, тот сидел на крыльце своей избы и принимал доклады отрядных начальников со всех дорог, ведущих к Москве. Рядом стояли две виселицы, на которых по приказу грозного батюшки вздергивали пойманных там и сям врагов и двурушников.

- Спасибо, сынок! – сказал он, выслушав донесение отряда по серпуховской дороге. – Знатно! Десять поляков и шесть запорожцев положено на месте, а наших ни одного. Ай, да молодец!.. Темрюк, ты хоть и родом из татар, а стоишь за отечество не хуже коренного русского. Ну что, Матерой, говори, что у вас там по владимирской дороге делается.

Примерно так, в таком духе, в таком разрезе правил и общался со своей братией отец Еремей. А ежели кто своевольничал и противился его слову, казнил без жалости, либо грозил отлучить от церкви.

- Ах вы крамольники, халдейцы проклятые, - ругался он в таких случаях. – Да знаете ли, что я вас к церковному порогу не подпущу! что все вы, как псы окаянные, передохните без исповеди.

Как водится, в русской литературе, подобных героев у нас всегда награждаем эпитетами вроде «суров, но справедлив» или «горяч был Чапаев, но отходчив». Трудно сказать, как там было на самом деле, но теперь, спустя почти 400 лет, я думаю, от еремеевских манер и способов воздействия на аудиторию остались лишь одни легенды и мифы.

Что думают по этому поводу старожилы села Кудиново, видевшие на своем веку достаточно – и сталинскую эпоху, и войну и победу капитализма над социализмом, опять же, пересказать мне недосуг.

А потомки Еремея живут рядом с нами и сейчас. Один из них – Николай Михайлович Побединский, профессор Московской медицинской академии им. Сеченова, что на Большой Пироговке, напротив Новодевичьего монастыря.

Его отец тоже был из медиков, а дед – Николай Иванович Побединский, до революции приват-доцент и директор акушерской клиники Московского университета.

Более глубокие предки вплоть до шестого колена – сплошь представители духовного сословия, посвятившие свою жизнь православной церкви, включая основателя династии – отца Еремея, венчавшего князя Юрия Дмитриевича Милославского, внука и наследника знатного боярина Милославского, казненного по доносу Малюты Скуратова при дворе Ивана Грозного.

Кстати, фамилию Побединский вместо доставшейся ему от родителей «Покровский» взял себе прадед Николая Михайловича – священник Иоанн, настоятель московской церкви мученика Власия, что и сейчас стоит на том же самом углу в Гагаринском переулке.

Что заставило его отречься от столь знатной фамилии, доподлинно неизвестно, но по некоторым данным, это была своего рода дань моде, когда выпускники семинарии, имевшие простые неблагозвучные фамилии, меняли их на «красивые», чтобы привлечь к себе большее внимание не только простодушной и доверчивой паствы, но и будущей попадьи.

Борис Виноградов

(полный текст на сайте https://proza.ru/2019/08/18/1389)

Цитаты

 

Дональд Трамп, президент США:

 

"Покажите мне человека без эго, и я покажу вам лузера."

 Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании:

"Найдется ли сегодня кто-то при здравом уме, кто захочет присоединиться к ЕС "


Дмитрий Рогозин, генеральный директор "Роскосмоса" 

                                                                                                        

"Россия должна иметь свою орбитальную станцию"